Российский журналист Аркадий Бабченко: если бы не Кремль — войны на Донбассе не было бы

6 августа 2015, 15:43обновлено 3 августа 2018, 01:14
"Прогнозировать логику людей, ушедших в собственный астрал, невозможно", — считает Бабченко.

Аркадий Бабченко

На сайте "Главред" состоялся чат с известным российским журналистом и блогером, писателем Аркадием Бабченко. Общаясь с читателями, он рассказал, по какому сценарию дальше могут развиваться события на Донбассе, кем и чем была развязана нынешняя война, насколько санкции сдерживают агрессию Москвы по отношению к Украине на данном этапе, как может измениться курс России после Путина, правильно ли считать Украину "разменной монетой" в борьбе между РФ и США, а также через сколько лет отношения между россиянами и украинцами могут вернуться в ровное русло.

Представляем стенограмму чата с Аркадием Бабченко.

видео дня

vfvf999:Будет ли в России дворцовый переворот? И когда ждать перемены власти?

Аркадий Бабченко: Наиболее вероятны два варианта: смена "царя" правящими элитами по-тихому, с помощью дворцового переворота или почетной пенсии, как Хрущева, например, либо бунт — бессмысленный и беспощадный, и дальнейшее погружение страны в кровавый хаос. На мой взгляд, они оба одинаково вероятны. Когда — сказать сложно. Такие режимы могут держаться десятилетиями, а могут рухнуть в любой момент.

vfvf999:Аркадий Аркадьевич, будет ли еще горячая фаза в этой войне? И когда?

Аркадий Бабченко: Мне кажется, что о каком-то масштабном наступлении — скажем, на Мариуполь или на Харьков — сейчас говорить оснований нет. Похоже, что проект "Большая Новороссия" все же закрыт. Тем не менее, на Донбасс будет гнаться и техника, и боеприпасы, и "добровольцы" — и все это, конечно, будет не просто на солнышке загорать. Каких-то локальных активизаций ждать необходимо. Может быть, даже с захватами нескольких населенных пунктов. В общем, на мой взгляд, наиболее вероятны сценарии типа Марьинки.

vfvf999:Попросит ли Россияпрощения,и станут ли россияне хотя бы на одно колено на Красной площади, прося прощенияу украинцев?

Аркадий Бабченко: Нет.

Konn:Порой складывается впечатление, что наш противник был не готов к тому, что украинское население самоорганизуется, мобилизуется, начнет давать отпор собственными силами, не дожидаясь, пока раскачается и начнет действовать "верх", что в России не ожидали такого отпора, такого количества украинских добровольцев. Так ли это?

Аркадий Бабченко: Мы не знаем, кто и как принимает там решения — информации об этом нет вообще. Власть стала закрыта абсолютно. Даже о том, как, когда и кем принималось решении о вторжении и аннексии Крыма, что это решение приняли всего пять человек, мы узнали только из слов самого Путина. Власть в России сейчас — это такие "неизвестные отцы". Кто там рулит, кто за что отвечает, кто какие направления курирует и кто какие принимает решения — мы не знаем. Мы даже не знаем, какие именно решения они там принимают. Но, похоже, что да — та информация, которой они владели, или которую они подсовывали Путину — а, по слухам, опять же, говорят, этот человек не пользуется Интернетом и все сведения ему приносят в папочках — видимо, да, изначально они предполагали, что все пройдет как в Крыму, и восток Украины восстанет против проклятой "хунты", которая их там притесняет и угнетает. И, мне кажется, то, что было оказано сопротивление, для них стало неожиданностью.

Konn:Аркадий, как вы полагаете, как правильнее оценивать ситуациюнынешний конфликт на Донбассеэто война между кем и кем: Украиной и Россией, украинцами, по-разному видящими свое будущее, Россией и Западом? А, кроме того, согласны ли вы с мнением тех экспертов, которые предостерегают, что с событий на востоке Украины может начаться Третья мировая? Благодарю за ответ.

Аркадий Бабченко: Я считаю, что это агрессия России по отношению к Украине. Это искусственно развязанная Россией война. Если бы не Кремль, никакой войны на востоке не было бы. Да, там были предпосылки, были недовольства, были терки — тоже, кстати, раскачиваемые искусственно, но все закончилось бы на уровне майдан-антимайдан, Одесса осталась бы самой страшной трагедией. И жили бы мы сейчас спокойно и без войны. Моя формулировка такая: это агрессивная война России против Украины с использованием небольшого элемента гражданской войны, развязанная на ровном месте только и исключительно российской пропагандой. Геббельсовщиной. И я уверен — или, по крайней мере, хочу верить — суд за это будет. Перешли ребята черту в этот раз. Насчет Третьей мировой, именно как мировой войны, не уверен. Россия одна и союзников у неё нет, но вот насчет большой войны между Россией и всем остальным миром — да, такой вариант сейчас рассматривается уже как возможный

Mitia:Насколько на самом деле Россия боится санкций? Если, несмотря ни на что, не меняет своего поведения по отношению к Украине... Каким вы видите будущее РФ и ее президента в ближайшие годы?

Аркадий Бабченко: Смотря каких санкций. Те, что есть на данный момент — это не санкции, это так, прелюдия. Нежное похлопывание по попке. Но, тем не менее, даже и они имеют эффект. А вот, скажем, программа "нефть в обмен на продовольствие" экономику России вгонит в каменный век — это совершенно очевидно. Другое дело, что санкции наносят обоюдный ущерб, поэтому Запад, как мы видим, особо не рвется вводить их по-настоящему. Но даже и в таком виде — да, работают. Достаточно на курс рубля посмотреть.

Mitia:Г-н Бабченко, как вы считаете, если бы сейчас россиянам нужно было бы переизбрать президента, но Путин по каким-то причинам не мог бы баллотироваться и вообще влиять на процессы в стране, то каким бы был новый российский лидер, учитывая имперские настроения в обществе? Где гарантия, что нашими соседями не стал бы руководить еще более амбициозный человек, преследующий цель восстановления то ли империи, то ли СССР? Беда в Путине или самих россиянах?

Аркадий Бабченко: Если бы в России сейчас проводились действительно честные, независимые, свободные выборы, президентом России стал бы Путин. В 2012 году — точно не стал бы. А сейчас — да, стал бы. Поддержка у него не 84%, конечно, но процентов 50-60 и вправду есть. Кто придет после Путина — это, на самом деле, сейчас основной вопрос. Потому что эпоха Путина заканчивается — да, он может держаться у власти еще годами и даже десятилетиями, но после него явно будет смена курса, это уже очевидно. И вот в какую сторону — этот вопрос сейчас интересует всех. Дело в том, что в России сейчас возможны все варианты — от некоей либерализации, когда даже, скажем, Навальному разрешат получить два места в парламенте, до полной кровавой мясорубки и прихода к власти уже совсем конченных фашистов.

Cfyz:Предательство в украинском политикумеэто норма. Интересы государства предавали все президенты. Депутатыпредатели,это норма. И к этому все в Украине относятся,как к обычному явлению. Предать за большие деньгиэто подвиг. Скажите, почему так происходит? Украинские политики на этот вопрос не отвечают. Молчат.

Аркадий Бабченко: Хороший вопрос, но — сорри, я не психолог и не философ. :)

gf_43:Как думаете, будет ли еще активная фаза в этой войне или полномасштабное наступление российско-террористических войск? От чего зависит это? Что может стать последней каплей, которая "сорвет крышу" российскому руководству, и оно отдаст приказ наступать?

Аркадий Бабченко: Ответил уже выше. Когда, в какой момент и каким именно образом ему в очередной раз сорвет крышу — сказать теперь не может уже никто. Если еще полтора года назад власть в России была предсказуема, как валенок, то каким будет ее следующий шаг теперь прогнозировать не берется никто. Прогнозировать логику ушедших в какой-то свой собственный астрал людей невозможно.

Ftusia:Что, по-вашему, движет Путиным, какие цели он преследует в Украине в краткосрочной и долгосрочной перспективах?

Аркадий Бабченко: Я думаю, стандартная ситуация. Пятнадцать лет у власти, прорастание короны на голове, паранойя и мания величия. Он хочет войти в историю как собиратель земель русских, как новый российский Наполеон или князь Владимир, и при этом ужасно боится Майдана, верит, что это все заговор Америки с целью ослабить Россию. В этом вопросе я полностью согласен с Венедиктовым — Путин у себя в голове воюет не с Украиной, он в Украине воюет с Америкой. Это человек, который уверен, что мир состоит из двух сверхдержав — России и США, и что по статусу у него только один враг — Америка, и вот он с ней и воюет. Он и в Грузии с ней воевал, и сейчас воюет. Ну и еще это мстительный человек, невероятно упертый, который в принципе не в состоянии признавать свои ошибки, повернуть назад. Но мировое сообщество от этого заболевания лечить уже научилось. И в этот раз вылечат.

valeria_:Аркадий!1. А как вы относитесь к той версии, что Крым попросту "слили" России те, кто внезапно оказался у власти в Украине после бегства Януковича? Как вы оцениваете, имело ли возможности тогдашнее военно-политическое руководство Украины не допустить потерю Крыма, и почему эти шансы были потеряны (умышлено ли, или по неопытности)? 2. И чисто женский эмоциональный вопрос... Как Вы не боитесь столь смело высказывать непопулярную в России точку зрения в поддержку Украины, находясь в Москве??! Спасибо за Вашу позицию и поддержку!

Аркадий Бабченко: 1. Как к очередной конспирологии. То есть — никак. Мне слухи бабушек у подъезда все же неинтересны. :) Нет, не имело. Дело не в военно-политическом руководстве, дело в том, что момент для атаки был выбран как нельзя более удачно — не было не то что военно-политического руководства, не было государства вообще, и огромный такой вопрос — а не рассыплется ли еще и страна вообще.

2. Боюсь.

Vopros:Аркадий Аркадьевич, как относитесь к идее введения визового режима между Россией и Украиной? Второе. Что сегодня способно примирить украинцев и россиян, или это вражда на поколения? Спасибо за Ваше мнение.

Аркадий Бабченко: 1. Исключительно как журналист — мне это доставило бы массу лишних неудобств. В целом — мне без разницы, в общем-то, на всем остальном фоне это — мелочь.

2. Сегодня ничего. Но это не вражда. У россиян это не настоящая вражда, это выделение слюны на раздражитель, как у собаки Павлова. Этот рефлекс пройдет через две недели, как будет выключен зомбоящик. Здесь общественное мнение такое, какое вкладывает в голову телевизор, скажут — "враги, жидобандера, хунта, фашисты!!!!", значит, будет хунта и фашисты. Скажут, украинцы — наши лучшие братья, значит, будут лучшие братья. Но и со стороны украинцев это же ведь тоже не вражда, правда? Это уже следующая стадия пошла, уже степень отторжения. Неприятие уже на физиологическом уровне, когда и говорить, и обсуждать уже нечего, да и незачем. Пройдет ли это? Да, пройдет. Когда? Лет через 30-40. В более-менее ровное русло все вернется. Но как было — нет, уже не будет. Украина сделала разворот своего вектора развития, а это уже на века.

Ftusia:Были ли вы в Крыму за последний год? Как там обстановка? Как, в целом, обстоят дела с настроением и волной радости на пике "Крымнаша"? Как думаете, что ждет крымскотатарский народ под российской оккупацией?

Аркадий Бабченко: Не был, не знаю, не хочу, плевать. Я за всеобщее образование. Дураков надо учить. Вот, пусть учатся.

Крымским татарам не повезло. Будут прессовать.

max32: Вы видели чеченскую войну изнутри. Исходя из своего опыта, скажите, какие выводы делаете для себя, глядя на происходящее на Донбассе? Чем вас, возможно, удивляет эта война?

Аркадий Бабченко: А какие выводы можно сделать из этой войны? Авторитаризм — это плохо? Убивать людей нельзя? Насаждение ксенофобии, шовинизма, нацизма и мракобесия недопустимо? Все это приведет страну к кровавой мясорубке? Ну, это вроде как очевидно…

max32:Аркадий, как бы вы оценили цели, силы и настроения Путина в отношении Украины на данный момент? Поубавился его пыл? Сейчас, кажется, ситуацию можно описать приблизительно так: око видит — да зуб неймет…

Аркадий Бабченко: Да, примерно такие же ощущения. Повторюсь, информации оттуда нет, что там происходит, никто не знает, поэтому мы тут живем исключительно по ощущениям. На данный момент ощущения примерно таковы: проект "Большая Новороссия" закончен, наступила пауза — не только в войне, но и во внутренней политике, на Донбассе какое-то время будет примерно так, как оно есть, с локальными подлянками время от времени, а когда и чем эта пауза закончится и что дальше — увидим. Может, на внутренних врагов переключится (что, на мой взгляд, наиболее вероятно), может, новую кавказскую начнет, предпосылки к которой зреют, может, пойдет на Мариуполь. А может, все вместе.

Katt:Пока Порошенко хвастается тем, что Украина выполняет с опережением Минские договоренности, боевики активно обстреливают наших военных и жителей на Донбассе. Не выходит ли это "игра в одни ворота"Украина старается действовать по правилам, выполняя договоренности, а террористы гнут свою линию?

Аркадий Бабченко: На мой взгляд, у Украины сейчас есть одна единственная возможность — купировать гнойник в тех границах, в которых он на данный момент есть, не допускать его расползания дальше, использовать доставшееся время для строительства армии, экономики и государственности. Для чего подписывать все бумажки, все договоренности и все грамоты, и соблюдать их, выбивать кредиты и траншы и стараться не проворонить ни их, ни время. А вот потом уже, когда тылы будут построены… Ну, об этом мне товарищ майор не разрешает говорить, а то заругает и в тюрьму посадит.

journ_:Ваш любимый ляп/фейк российских СМИ о войне на Донбассе или происходящем в Украине? И да… у вас по-прежнему работает страшилка про страшных правосеков и Яроша?

Аркадий Бабченко: Не знаю, не смотрю. К российской пропаганде — это не СМИ, это агентства массовой пропаганды — я отношусь по формуле "если ты споришь с дураком, значит, вас уже двое".

gf_43:Аркадий! В чем вы видите основные причины нынешней войны на Донбассе?

Аркадий Бабченко: В одном дорвавшемся до власти и поехавшем от неё головой подполковнике КГБ.

gf_43:Иногда говорят о том, что Украина стала "разменной монетой" в противостоянии России и Запада. Насколько справедливо это утверждение?

Аркадий Бабченко: В какой-то мере справедливо. Выше уже писал, что Путин в своей голове воюет не с Украиной, а с Америкой. Так что для Путина — да, разменная монета. Для Запада — нет. У Запада не было уже никакого противостояния с Россией. Он в реальном мире живет. Запад просто не хочет воевать и до последнего оттягивает этот момент.

gf_43:Правильно ли называть войну на Донбассе "антитеррористической операцией"?

Аркадий Бабченко: Знаете, на мой взгляд, всем этим бумажкам, формулировкам, закорючкам в Украине сейчас уделяется гипертрофированное внимание. По мне, совершенно без разницы, как называть. Суть от этого не меняется. Реальность такова, какова она есть — Украина утратила часть территорий и на данный момент их не контролирует. А АТО — это, контртеррористическая операция, война, принуждение к миру, чрезвычайное положение или что угодно еще — от всех этих наклеенных бумажек с названиями реальность все равно не изменится.

gf_43:Как считаете, когда и при каких условиях Крым может вернуться в состав Украины? И может ли?

Аркадий Бабченко: Может. Но не думаю, что скоро. Это вопрос уже лет. Десять-пятнадцать-двадцать. Не знаю. Но не через год-два. Власть в России может смениться хоть завтра, это да, и новая власть может изменить курс полностью: вывести войска, начать выплачивать контрибуцию, возвращаться в правовое поле и вообще... Но означает ли это автоматически, что Украина просто возвращается в Крым, просто меняет флаги и таблички обратно? Вот не уверен. Во всяком случае, не в ближайшие пару лет.

Paulina:Почему россияне настаивают, даже спустя столько времени, даже несмотря на задержанных российских военных на нашей территории, что в Украине идет гражданская война? Вы тоже так считаете? Вы тоже не признаете, что российские военные есть на Донбассе и стреляют в украинцев?

Аркадий Бабченко: Да ни на чем они не настаивают. Всё они знают. И про "Боинг" всё они знают. Просто телевизор вложил им в голову такую программу, значит, надо говорить так. Что касается лично меня, то я уже двести раз свою точку зрения по этому поводу высказывал.

Arkadij:Как думаете, какие последствия может иметь особый порядок местного самоуправления для той части Донбасса, где он будет установлен? Какие риски в связи с этим вы видите? Не получится ли так, что сепаратисты-террористы и российское влияние там в итоге так укрепятся и укоренятся, что через время с большим ожесточением возобновят борьбу?

Аркадий Бабченко: Как по мне, то, опять повторюсь, у Украины есть одна проблема — купировать гнойник, не дать ему расползаться, за это время построить армию, государство и экономику, а потом начать решать этот вопрос, уже стоя на двух ногах. То есть — утеря территории, возврат территории. Вот это две точки входа и выхода в ситуацию, которые, на мой взгляд, только и имеют значение. А какими будут действия, промежуточные между этими двумя точками, как по мне, дело совершенно десятое. Особый статус, не особый статус, признаем, не признаем, подписываем, не подписываем — да совершенно без разницы. Единственное, на что это влияет — на рейтинг Порошенко. Эти вещи лежат исключительно в области популистской риторики и "зрады", а не в области реальной политики. Ну, будет по бумажкам у Донбасса особый статус — реальность-то как от этого изменится? Да никак. Реальность такова, какова она есть — Украина часть территории на данный момент не контролирует. Все.

Arkadij:Как вы считаете, в конфликте на востоке Украины уже пройдена та грань, когда последнее слово должно сказать оружие? Или есть надежда на дипломатические усилия и переговорный процесс?

Аркадий Бабченко: Не совсем понял вопрос. Ну, уже год как "Градами" кроют. Какое еще последнее слово должно сказать оружие?

Tilda:Аркадий Аркадьевич, почему среди российских деятелей культуры так много тех, кто поддерживает действия Кремля? Страх? Подхалимаж? Необходимое условие для успешного творчества в стране?

Аркадий Бабченко: Приспособленчество. Гибкость позвоночника. Да, теперь это опять необходимое условие…

Smilik:Аркадий, вот в Украине некоторые говорят, что "Правый сектор" — это проект Кремля или ФСБ, что, мол, ПС подыгрывает России. Особенно после стрельбы в Мукачево проскакивало. Видите ли вы какие-то основания для таких утверждений? А как к такому "заявлению" относятся сами россияне?:)

Аркадий Бабченко: Давайте слухи бабушек на лавочке у подъезда оставим бабушкам. :)

Fanni:Вот интересно, как Вам живется и работается в России с такой весьма критичной позицией по отношению к власти и откровенным ее высказыванием? Не опасно ли быть критиком российской власти в России? Спасибо.

Аркадий Бабченко: Слово "гетто" в моем кругу общения звучит всё чаще. Я думал, это у меня у одного такое ощущение — оказывается, нет. Опасно.

Konn:ПочемуРоссия так упорно блокировала резолюциюСовбезаООНпо созданию трибунала по расследованию крушенияМН17?Ведь очевидно же то, как это выглядит в глазах всего мира со стороны…Уже прямым текстом некоторые говорят, что, так противясь этому трибуналу,Россия подчеркивает свою причастность к этой трагедии.

Аркадий Бабченко: Потому что в тюрьму не хочет.

Tianna:Г-н Бабченко, верите ли Вы в то, что украинцы и россияне когда-нибудь смогут стать "братскими народами"? Когда и при каких условиях?

Аркадий Бабченко: Лет через триста, возможно. Черт его знает, что нас впереди ждет. Пока же Украина выбор своего долгосрочного развития сделала — и это разворот вектора развития в сторону, противоположную России. Это главное политическое событие Украины последнего безумного года. Майдан, война и Янукович на этом фоне — так, временный штрих. И это надолго.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять