Активизация боев на Донбассе: зачем Москве новый виток войны?

18 августа 2015, 13:57обновлено 3 августа 2018, 01:15
Эксперты рассказали "Главреду", с каким целями боевики и Россия пошли на эскалацию конфликта на востоке Украины.

 / Reuters

В районе Донецка территория ведения активных боевых действий продолжает расширяться, о чем 16 августа заявил спикер Администрации Президента по вопросам АТО Александр Мотузняк. По его словам, боевики применяют тяжелое вооружение, несколько раз обстреливали из установки "Град". На мариупольском направлении эпицентр противостояния — неподалеку от Старогнатовки, а в Авдеевке, Опытном, Песках, Красногоровке и Марьинке перестрелки продолжаются круглосуточно, отметил Мотузяник.

Кроме того, по сообщениям СНБО, Россия увеличила военное присутствие на границе с Украиной до 50 тысяч своих военнослужащих.

видео дня

Ситуация на востоке Украины продолжает накаляться, и глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал ее "взрывоопасной" и предупредил о вероятности "новой спирали военной эскалации".

Эксперты рассказали "Главреду", с чем связана нынешняя активность боевиков на Донбассе, зачем России эта эскалация конфликта, а также как в ближайшее время могут развиваться события на востоке Украины.

Леонид Поляков

Военный эксперт, экс-замминистра обороны Украины

Леонид Поляков:

Думаю, к концу летнего сезона боевики и их российские покровители будут пытаться спровоцировать украинскую сторону на действия, которые можно будет использовать либо для обвинения Украины в срыве Минских договоренностей и разворачивания более активных боевых действий при участии регулярных войск. Например, с целью оттеснить подразделения Вооруженных Сил Украины подальше от Донецка, поскольку те потенциально создают угрозу для сепаратистов. Им, безусловно, хотелось бы жить в Донецке более спокойно, а не иметь под боком украинскую армию.

Обстрел боевиками пригородов Мариуполя и других населенных пунктов вблизи линии размежевания, очевидно, говорит о попытке активизировать деятельность в разных местах, чтобы украинцы не могли четко сосредоточить свои силы в одном месте, а потом, быстро перебросив резервы, осуществлять наступление либо в районе Первомайска, либо в районе Авдеевки, а может, и между Мариуполем и Донецком. Однозначно предусмотреть направление сложно, потому что возможны варианты.

Таким образом, боевики претендуют на всю территорию Донецкой и Луганской областей (они бы этого хотели, и об этом говорили их так называемые "предводители" — Захарченко и Плотницкий). Поэтому для боевиков в идеале дойти, как минимум, до административных границ. Замахивались они и на Харьков, но это их мечты — дурак думой богатеет.

Однако в районе Донецкой и Луганской областей боевики будут поддерживать напряжение до тех пор, пока Россия не остановит их. Она их подкармливает, подпитывает, обеспечивает техникой, боеприпасами, и боевикам, по сути, нечего делать, кроме как воевать. Мир им совершенно не выгоден, тем более, на тех условиях, которые существуют сейчас — когда большая часть Донецкой и Луганской областей находится под контролем Украины, а не террористов.

Другая цель — боевикам выгодно держать в напряжении Украину, истощать и изматывать ее (что постоянно и происходит). Помимо террористических актов, которые происходят в Одессе, Харькове и других городах, они стараются постоянно обстреливать украинские войска, чтобы срывать план мирного строительства, мобилизацию, создавать напряжение и дестабилизацию. Это то, что нужно Путину и его режиму, чтобы не позволить Украине нормально развиваться и двигаться в сторону Европы. В этом плане боевые действия также играют свою роль.

Могут быть и другие цели… Противник постоянно проводит ротацию, к ним прибывает какое-то пополнение, которое нужно обкатывать. Боевики начинают обстрелы с целью отвлечения внимания от мест прорыва диверсионно-разведывательных групп, которые прорываются в тыл наших войск — совершают теракты, минируют опоры, линии электропередач, дороги и т.п.

Так что у боевиков и России есть несколько целей, ради которых сейчас они активизируют боевые действия, и с какой именно из них сейчас они действуют, я бы однозначно не сказал. Но думаю, что потенциально преследуется одна из трех вышеперечисленных. Время покажет, чего именно они хотели.

Думаю, что такая эскалация конфликта будет то затухать, то разгораться вновь. И так будет все время, пока Россия и ее марионетки с одной стороны, Украина — с другой не достигнут какого-то решения. Наверное, это будет нескоро, потому что пока что Украина недостаточно сильная для того, чтобы заставить силой считаться с собой, а Россия еще недостаточно слабая, чтобы отказаться от своих экспансионистских претензий.

Александр Скипальский

Генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ

Александр Скипальский:

Нынешняя эскалация конфликта на Донбассе — это закономерный ход событий во время подобной войны. Перемирие не может продолжаться долго, поскольку в таком случае разлагается армия, тем более, гибридная, рекрутированная армия. Если армия стоит на боевых позициях и держит палец на курке автомата, то она должна стрелять. Это — закономерность. Бывает, что иногда огонь отрывается в результате ошибок и недисциплинированности, но в основном огонь открывается по команде.

Сейчас наблюдается усложнение реализации Минских соглашений. В целом, Минские договоренности — это стол, за которым играют в наперстки. И все эти Минск-1, Минск-2 являются игрой Путина и наших европейских консультантов, которые хотят любой ценой нейтрализовать существующие для них угрозы. Но — без учета глубинных интересов Украины.

Мы видим, что сегодня украинское общество поднялось против признания Украиной на законодательном уровне "особого статуса" некоторых районов Донецкой и Луганской областей, то есть против нарушения принципа суверенности и соборности своего государства. Нарушение этого принципа, как показывает историческое прошлое, становится опасностью для дальнейшего существования государства. Потому Путин, отдавая команду рекрутированному сброду об открытии огня, пытается, таким образом, давить на Украину военным путем.

К тому же, каждая такая эскалация дает возможность России отслеживать степень боеготовности наших войск и дислокацию украинских военных объектов и вооружения. То есть идет разведка боем.

Также Путин стремится продемонстрировать миру непоколебимость и твердость своих позиций — мол, вы делайте, что хотите, но я решил так, а вы можете или выполнять наши прихоти, или мы и дальше будем делать то, что считаем нужным. Это — циничное поведение в политике.

Не стоит забывать и о запланированной поездке Путина в Крым. И чтобы в какой-то степени отвлечь внимание крымчан, у которых вызревает недовольство по поводу ряда проблем, Россия пытается показать, что она предпринимает какие-то действия, активно пытается продвигаться в районе Мариуполя, чтобы добиться от мира признания Крыма частью российской территории, мол, боремся за вас и т.д. То есть данная эскалация боевых действий — также своего рода пиар-акция для жителей Крыма.

Кроме того, будучи лицемером и человеком с коварным мировоззрением, Путин стремится таким путем испаскудить нам празднование Дня независимости — мол, пока вы там отмечаете свою независимость, я здесь делаю, что хочу.

Также эти атаки нацелены на расширение подконтрольной боевикам территории. Это мечта ситуативных вождей на оккупированной территории — полностью "освободить" Донецкую и Луганскую области от "киевской хунты", чтобы эти территории были полностью в составе их анклавов.

Потому я бы призвал наших вождей держать украинские войска в полной боевой готовности и ежечасно работать над их укреплением, поскольку наступление России может быть в любой момент. К тому же, сейчас явно просматривается желание России спровоцировать Украину на атаку или контрнаступление, чтобы заставить Порошенко повторить ошибку Саакашвили.

Александр Палий

Политический аналитик

Александр Палий:

Россия видит, что Украина отказывается играть по ее сценарию — не соглашается кормить террористов и подпитывать убийц собственной страны. Россия, когда содержит террористов, и получает санкции, и вынуждена тратить деньги на обеспечение этого региона и ведение войны. То есть, тратя деньги, Москва не достигает желаемой цели — не наступает паралич внешней политики Украины, не достигнута дестабилизация государства и власти. Это Россию несколько выводит из себя, и она идет на различные военные действия. Пока что они не очень масштабны. Еще непонятно, готова ли Россия бросить вызов мировому сообществу в который раз и пойти на большую войну, или же она попытается дестабилизировать ситуацию в Украине так, чтобы ей самой это ничего не стоило (чтобы было меньше санкций, чтобы Запад не предоставлял Украине вооружение и т.д.).

Атаки боевиков тоже нацелены на расширение подконтрольной им территории. Она нужна боевикам для того, чтобы разворовать и их, превратив все в руины, поскольку то, что сейчас под их контролем, уже истощено. Кроме того, они стремятся захватить новые населенные пункты, чтобы нанести моральное поражение Украине. Они видят, что украинцы чрезвычайно чувствительны к потере своих военных, что они жалеют солдат, ждут освобождения пленных, близко к сердцу воспринимают происходящее в стране. Поэтому боевики пытаются морально уязвить украинцев. Но они еще поняли, что, помимо чувствительности, украинцы обладают еще и твердостью.

Как дальше может развиваться ситуация, и продолжится ли эскалация конфликта? Это должен комментировать психиатр, ведь все зависит от одного человека и его психического состояния — Путина. В интересах России сейчас — вернуться к мировому сообществу, договориться с Западом, чтобы урегулировать ситуацию. Путин же видит интересы России совершенно иначе. Я думаю, что он будет продолжать политику дестабилизации Украины, будет поддерживать внутренние бунты в стране и возмущения, будет обеспечивать диверсионную работу, будут попытки атаковать отдельные населенные пункты. Все это продолжится вплоть до момента новой перестройки в России.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять