Опыт других государств говорит о том, что борьба с коррупцией растягивается на десятилетия. Но в Украине компания может и не начаться вовсе — правительство не спешит предпринимать меры.
В последнем рейтинге восприятия коррупции, проведенного Международной общественной организации Transparency International, Украина заняла 142-е место из 175 стран мира. Делить это незавидное место нашей стране пришлось вместе с Угандой и Коморскими островами. "Украина так и не преодолела черту "коррупционного позора". Получив лишь один дополнительный балл, по сравнению с 2013 годом, Украина остается в клубе тотально коррумпированных государств", — резюмировали в украинском представительстве Transparency International.
Неутешительны для нашей страны и исследования международной аудиторской и консалтинговой компании Ernst&Young. Компания опросила сотни сотрудников крупных компаний и по сравнению с прошлым годом обнаружила рост с 60% до 80% количества респондентов, которые ответили утвердительно на вопрос: "Считаете ли вы, что взяточничество и коррупция широко распространены в вашей стране?" По словам управляющего партнера компании EY в Украине Алексея Кредисова, такой ответ можно рассматривать как "желтую карточку" эффективности и скорости реформ, направленных на борьбу с коррупцией в Украине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Беременный" бизнес: как врачи зарабатывают миллионы на роженицах
Плохие рейтинги отрицательно сказываются на инвестиционном климате, не дают развиваться бизнесу и не способствуют развитию страны. Согласно опросу социологической службы Центра Разумкова, 65% украинцев считают, что в стране в первую очередь нужно провести антикоррупционную реформу.
Цепная реакция
По оценкам Федерации работодателей Украины, к началу 2014 года объем коррупции в национальной экономике за последние четыре года превысил 500 млрд гривен. Наиболее масштабно, по данным Федерации, это явление проявилось при осуществлении госзакупок, в налоговой и таможенной сферах, а также в судебной системе и правоохранительных органах.
"Коррупция больше всего проявляется там, где очень сильно присутствует государство. Чиновники должны быть максимально отдалены от бизнеса, иначе за каждый выданный подряд требуется откат, за каждую выданную лицензию — взятка", — объясняет юрист Лев Пащенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Теория роста: когда украинская экономика начнет восстанавливаться?
Сейчас в правительстве разрабатывают пакет анктикоррупционных реформ. И нашей стране другие государства обещают свою поддержку, причем предлагают не только опыт и советы, но и финансовую помощь. Например, две недели назад министр иностранных дел Дании Кристиан Йенсен анонсировал выделение украинской стороне 10 млн долларов для антикоррупционной борьбы. По словам посла США в Украине Джефри Пайетта, на эти цели Украина может получить от США около 2 млн долларов.
Не так давно в Украине начали формировать два новых органа по борьбе с коррупцией — Антикоррупционное бюро и Национальное агентство по противодействию коррупции. На нужды этих структур только в этом году правительство планировало выделить свыше 350 млн гривен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бренд "Украина": почему у нашей страны плохой имидж за рубежом?
Тем не менее, пока убедительных результатов борьбы с коррупцией нет — почти все герои коррупционных скандалов отделываются легким испугом и отправляются пережидать информационную бурю куда-нибудь за рубеж. В лучшем случае их отстраняют от должности.
О саботаже антикоррупционных реформ правительству говорят не только украинские журналисты, активисты и общественные деятели, но и сторонние иностранные эксперты. В крупных международных фондах не раз отмечали, что высокий уровень коррупции в Украине может свести на нет все проекты по финансовой помощи нашей стране.
Чужая борьба
Впрочем, опыт других государство показывает, что этот путь коротким не бывает. Например, в Италии борьба с мафией продолжалась почти десять лет. Но до сих медийное пространство сотрясают громкие истории о коррупционерах.
Тем не менее, начало у антикоррупионной компании было очень ярким и показательным: в начале 90-х под следствие попало около 20 тыс. человек, в том числе более половины членов обеих палат парламента. А на скамье подсудимых оказались, по разным данным, от 2 тыс. до 4,5 тыс. человек. Общественная поддержка операции обеспечивалась показательными конфискациями имущества коррупционеров, которое передавалось государственным и муниципальным учреждениям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поборы или благотворительность: как бороться со взятками в школе
Но больше всего эксперты любят приводить пример борьбы с коррупцией в Сингапуре. В 1952 году там была создана жесткая система борьбы со взятками, а по отношению к чиновникам, которые не могли объяснить происхождение принадлежащих им активов, была предусмотрена презумпция виновности, даже при отсутствии прямых доказательств коррупции. Через 37 лет там был принят закон о конфискации имущества коррупционеров. Сингапурский опыт взял в свое время на вооружение и Гонконг. Сейчас это одни из самых динамично развивающихся экономик мира.
Самый свежий пример борьбы с коррупцией — Грузия. Правительство расформировало МВД и таможню (было уволено до 80% старого состава), а новым сотрудникам значительно подняло зарплаты. Кроме этого, было принято решение о двойном сокращении контролирующих органов, принят новый налоговый кодекс, в котором из предыдущего 21 вида налогов осталось только 7, причем ставки по ним были значительно сокращены. В результате налоговые доходы бюджета выросли с 12% до 25% ВВП.
фото: 10news.info
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред