После завершения новогодних праздников власть нанесла оппозиции ответный удар, в формате блицкрига приняв не только бюджет-2014, но и пакет законов, интегрирующий российские подходы в отношении оппонентов, общественных организаций и активистов в украинские реалии. Глава президентской администрации Сергей Левочкин покинул свой пост. Лидеры оппозиционных фракций пребывают в состоянии хронической растерянности: не помогают ни эпистолярные подстегивания Юлии Тимошенко, ни призывы общественности.
Фракции Партии регионов и КПУ, на голубом глазу заявившие, что присутствуют практически в полном составе на парламентском заседании, 16 января продавили без обсуждения не только бюджет-2014, но и десяток законопроектов, существенно ограничивающих гражданские права и свободы. Особенностью этих инициатив можно назвать то, что многие из спешно и нелегитимно имплементированных в украинское законодательство норм присутствуют и в законодательстве стран Запада, но в подобном комплексном наборе они есть, пожалуй, только в России. Но и там эти нормы были проголосованы Государственной Думой с соблюдением ее регламента, а не путем объявления о наличии 235 голосов.
Оппозиции был преподан жесткий урок: кроме беззлобной "борьбы нанайских мальчиков" за бюджет-2014, она получила нормы законодательства, которые легко можно применить практически к каждому человеку, за последние полтора месяца хоть раз выходившему на Майдан. Но есть и обратная сторона: закручивание гаек в отношении акций протеста, освобождение от ответственности "беркутовцев", бесчинствовавших 30 ноября на Евромайдане, упрощение порядка лишения депутатской неприкосновенности и возможность заочно судить подозреваемого, не являющегося в суд, как и придание большинству негосударственных организаций статуса "иностранного агента", вряд ли приведут к угасанию протеста. Скорее можно говорить о новом витке радикализации и сожалеть о том, что в депутатском корпусе политическая целесообразность сильнее здравого смысла.
Виктор Янукович не воспользовался возможностью продемонстрировать демократический настрой, отдав предпочтение оперативному освящению принятых парламентом решений. Соблазн сделать власть беспрецедентно сильной оказался сильнее логики. К тому же Виктор Федорович перевел из статуса главы президентской администрации на должность обычного советника своего давнего "оруженосца" Сергея Левочкина. Сергей Владимирович, возможно, попытается позиционировать себя в качестве "светоча либерализма" национального масштаба, но это будет непросто после нескольких лет в роли правой руки Януковича.
Интересно отметить показательный момент: если страны ЕС и США высказали на официальном уровне обеспокоенность последними проделками Верховной Рады (министр иностранных дел Леонид Кожара даже призвал послов Пайетта и Томбиньского не вмешиваться во внутренние дела Украины), то Россия от официальных комментариев насчет происходящего в Киеве воздерживается.
Только неугомонный советник Владимира Путина Сергей Глазьев дал понять, что для нашей страны лучшим способом рассчитаться за российский кредит является выбор евразийской интеграции. И я не стал бы исключать, что принятие десяти скандальных по форме, содержанию и способу одобрения парламентом законов является частью этого пути.
Лидеры оппозиционных фракций оказались захваченными врасплох действиями власти. Похоже, они рассчитывали, что Майдан постепенно превратится в универсальную базу подготовки к президентской кампании, и особо не напрягались относительно поиска новых смыслов. Оппозиция допускает серьезную ошибку: работает преимущественно со своим базовым электоратом, не пытается продвигаться на Юго-Восток и с преувеличенной лихостью раздает ярлыки "проектов Банковой" всем, кто выказывает несогласие с мнением оппозиционной тройки.
В результате Виталий Кличко ограничивается заявлениями, резко диссонирующими с образом тяжеловеса-триумфатора, а Олег Тягнибок призывает искать план действий в "Кобзаре" Тараса Шевченко. Сомневаюсь, что сторонники оппозиции ждут от своих вождей именно этих слов. Арсений Яценюк вдрызг рассорился с Анатолием Гриценко, рискнувшим признать сокращение численности протестующих на Майдане. При этом только у "настоящего полковника" пока хватило духу заявить о готовности сложить депутатский мандат, остальные оппозиционеры предпочитают выдвигать ультиматумы власти в стилистике "горохом о стенку".
Попытки Юлии Тимошенко своими посланиями из Харькова наставить оппозиционеров на путь истинный не приводят к успеху – те не только воспринимают друг друга как конкурентов в будущей президентской гонке, но и опасаются увеличения влияния Юлии Владимировны.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред