Окончание интервью. Читайте начало: Мария Туцька: "Противостояния между поляками и украинцами выгодны России".
С главой отдела Объединения украинцев Польши в Перемышле Марией Туцькой проводим небольшую экскурсию по местному Украинскому дому. Она показывает оригинальные и восстановленные росписи на потолке, концертный зал, нуждающийся в реставрации. "Здесь был когда-то даже оркестр", — говорит она и вспоминает, что на этой сцене пела Соломия Крушельницкая. Спускаемся со сцены, закрываем тяжелые двери и идем дальше…
— Так почему украинской общиной в Перемышле поинтересовался министр культуры Украины?
— Он один моментально среагировал, когда мы организовали наш традиционный праздник "Ночь на Ивана Купала" летом 2016 года, и наших артистов, которых мы пригласили из Украины, — гурт "Ot Vinta", не пустили в Польшу. Нищук выразил нам поддержку и поинтересовался у поляков, почему так произошло. Праздник Ивана Купала был традиционно нами организован и для украинской общины, и для города. Это открытое мероприятие, которые обычно происходит на реке Сан. В том празднике принимали участие и украинцы, и поляки. Город себя рекламировал с его помощью. Даже на официальных страницах Перемышля были фотографии с нашего праздника.
Знаете, мы — украинцы Перемышля — всегда пытаемся рассказывать, как город связан с Украиной. Вот, например, в доме напротив на первом этаже жила и творила Елена Кульчицкая. В музее Перемышля есть ее картины. В этом году круглая дата Кульчицкой (140 лет со дня ее рождения, — Авт.). Если бы на ее месте был какой-то другой, скажем, французский или немецкий, художник, который жил тут, обучал детей рисунку, разве о нем бы не вспомнили, и не организовали бы специальное мероприятие? Думаю, да. В отношении Кульчицкой пока ничего не запланировано. Но я очень надеюсь, что Перемышль тоже отзовется. Это же не неоднозначная личность, Кульчицкая — человек искусства. На ее картинах — виды Перемышля, его окрестностей. Она собирала этнографический материал. Можно сделать хотя бы маленькую экспозицию, если уж не договариваться с мемориальным музеем во Львове, чтобы сделать большую выставку и показать перемышлянам, что здесь жила и творила такая украинская художница.
— Возможно, украинской стороне можно было бы инициировать подобные мероприятия — не на уровне общины, а на уровне Министерства культуры?
— Перемышль — партнерский город для Львова, Каменец-Подольского и Трускавца. Можно было бы и нам перед этими городами показать, что в Перемышле есть украинский след.
— Нельзя же говорить, что абсолютно все этнические поляки Перемышля предвзято относятся к этническим украинцам города?
— Обобщать ни в коем случае нельзя. Есть поляки, которые с нами сотрудничают, помогают нам, приходят на наши мероприятия. Но все они, к сожалению, не являются доминирующей силой, которая могла бы изменить отношение местных властей и медиа.
— Есть ли представители украинцев в местной власти?
— Декларативно есть одна представительница украинцев. Но один в поле не воин. Она не имеет никакого влияния на решения городских властей. В предыдущем созыве еще была и я. Раньше был украинец, активный деятель "Солидарности", благодаря которому удалось восстановить украинскую школу имени Маркияна Шашкевича. Со всеми остальными не возникало партнерского сотрудничества, чтобы можно было назвать улицы Перемышля в честь великих украинцев, устанавливать памятные доски на домах, где они жили и творили. А между тем в городской ратуше Иван Франко читал своего "Моисея". Иными словами, мы не можем напомнить жителям, что город многокультурный, в нем жили и живут и поляки, и евреи, и украинцы. В прошлом в Перемышле была улица Тараса Шевченко, которую переименовали в 1960-х годах. Мы просили, чтобы название было возвращено. Но, к сожалению, этого не произошло. А в украинских СМИ президент города сказал, что мы вообще с такой инициативой не обращались. Это неправда. Выступали мы также за проведение мероприятий, связанных с Вербицким, Шашкевичем. Родственники последнего были в управлении города. Мы хотели возвратить историческое название улицы Шашкевича. Отрицательный ответ я получила в день празднования его годовщины. Город даже не соизволил на неделю раньше предупредить об отказе. Такой же ответ получил наш епископ, ведь Шашкевич был священником, и церковь тоже обращалась.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Маршрут выходного дня, или Перемышль — маленький Львов
— Возможно, именно и-за слов гимна "від Сяну до Дону" полякам подобные идеи не нравятся?
— Но Сан, даже если это километр границы, он все равно существует как граница между Польшей и Украиной. Даже если со временем изменились географические границы.
— Получается, что объединение украинцев в Перемышле существует вопреки…
— Я думаю, мы черпаем силы и энергию от своих родителей, дедов, от любви к этой земле, от атмосферы, в которой нас воспитывали родители. Удается ли нам? По-разному бывает. Для меня сатисфакцией является то, что со мной работают мои ученики, мои воспитанники. Даже если их мало, все равно это продолжение и желание продолжать. Это капитал, который в определенный момент наши дети могут использовать — они знают язык, знают украинскую среду — все это можно использовать для бизнеса и развития. Выпускники наших украинских школ работают в фирмах, связанных с Украиной и в Украине. Наверное, родители заинтересованы, чтобы дать как можно лучшее образование своим детям. После украинских школ редко какой ребенок остается со средним образованием, большинство продолжают учебу в университетах. Правда, сейчас меньше наши дети едут учиться в Украину.
— Почему?
— Боятся за свою безопасность. И родители тоже…
— Мне почему-то сейчас кажется, что где-то на Востоке Украины украинцам более безопасно находиться, чем в Перемышле…
— Наши дети контактируют с Украиной. Мы часто выезжаем, показываем им реальную Украину, стараемся приглашать артистов из Украины. Все это на общественных началах. Каждый из нас имеет место основной работы, а лишь какую-то часть времени выделяет для общественной работы.
— Из Украины студенты приезжают на учебу?
— Многие. Каждый ищет для себя лучшее место. Поляки тоже едут и ехали на учебу и работу на Запад. В 1980-х годах много уехало из Польши студентов. Они, как и украинцы сейчас, брались не за высококвалифицированную работу, а выполняли черновую. Но хорошо образованные люди, знающие языки, ценились всегда. Здесь есть украинцы — преподаватели вузов, а не только уборщицы. У украинцев есть потенциал. Другой вопрос — не всегда все готовы нести за собой багаж украинства. Сегодня в Перемышле 300 студентов из Украины. И далеко не все участвуют в жизни общины — мы их почти не встречаем. Возможно, после той аферы с красно-черным флагом их так запугали, что они хотят окончить учебу и побыстрей уехать.
— Вы ждете поддержки из Украины на государственном уровне?
— Если бы Украина имела проекты, рассчитанные на украинцев за рубежом, было бы хорошо. Но эта система плохо работает. Всегда был расчет на то, что именно украинцы за рубежом, особенно в Канаде и Америке, должны помогать тем, кто внутри страны, а не наоборот.
— Я имею в виду, чтобы, например, на следующий праздник Ивана Купала приехал бы в Перемышль, скажем, лично министр культуры и вышел с вами на шествие?
— Почему бы и нет. У нас есть и опыт встречи президента. Мы можем обеспечить такой высокий уровень визита (Мария впервые с начала нашего разговора засмеялась). Конечно, нам было бы очень приятно и полезно для общины. Но в Ряшев (украинское название польского Жешува. — Ред.) легче ехать — там есть аэропорт.
— Кто захочет, найдет возможность. Например, можно сесть на экспресс.
— И мы на него очень рассчитываем. Теперь в Перемышль легче доехать из Киева не только на учебу или для кратковременной остановки, но и в качестве туристов. Все эти люди же везут в Польшу свои деньги, развивая таким образом туристический бизнес.
В 1980-е годы торговля между Польшей и Украиной была настолько распространена, что я, обучаясь в Кракове, не могла взять билет в Перемышль, меня прямо через окно садили в поезд. Такой поток передвигался. Рекламы были в Перемышле на украинском языке — только бы украинцы здесь что-то покупали. По сути, город в это время жил за счет украинцев. Все везли цветные телевизоры. И никого не смущало то, что на вокзале объявляли поезд до Вроцлава или Познани на украинском языке. Тогда в Перемышле появились новые здания. Когда нам передали старое здание для украинской школы, то на другом берегу построили другую огромную современную школу с лучшим на то время оборудованием. Современный музей в Перемышле тоже был построен примерно в то же время. Украинцев в Перемышле местные власти не поддерживали и не поддерживают. Даже Украинский народный дом мы вынуждены были купить за 1% от его стоимости.
Никто нам его просто так не передавал! Ремонтируем его исключительно за собственные деньги. Если бы мы это не делали, то он уже лежал бы в руинах — вода уже просачивалась в актовый зал. А между тем украинцы в Перемышле — это дополнительная ценность города. Они работают здесь, вносят свой вклад в экономику. Украинцы Перемышля не те, кто идут с протянутой рукой — это образованные, предприимчивые люди, которые открывают свой бизнес, дают работу другим. Подобные факты рано или поздно должны убедить власти города, что мы не угроза для них.
— Так чего они боятся?
— Это вы уж у них спрашивайте. Простой пример: в городской больнице работает много украинцев, и они прекрасные врачи, которые лечат и меня, и моего соседа.
— После запуска поезда из Киева в Перемышль увеличилось ли количество украинцев в городе?
— Больше стало приезжать людей на субботу-воскресенье, за покупками. Я сама интересовалась, есть ли билеты в кассах. До Львова можно взять каждый день. До Киева сложнее — надо заранее. Наши магазины живут за счет украинцев. И благодаря им имеют экономические успехи. Тут все, у кого магазины, рестораны, отели, должны радоваться, потому что, возможно, Перемышль и не уровня Львова, но тоже должен воспользоваться этим шансом. Промышленности здесь нет, как и лишних рабочих мест. А с туристов они смогут жить, если умело работать с ними, и не устраивать эту антиукраинскую пропаганду.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Где найти Украину в польском Перемышле?
— Как Вам кажется, местные это сейчас понимают?
— Думаю, пока нет. Но нам жить можно, работать нужно.
— Какие места в Перемышле еще можно назвать украинскими?
— Здесь можно прогуляться по тропинке Ульяны Кравченко, украинской поэтессы, которая жила и работала в Перемышле. Здесь она похоронена на кладбище на улице Словацкого. На кладбище можно пойти хотя бы для того, чтобы посмотреть на фамилии на могилах. ВПикулычахесть крест, который проектировала Елена Кульчицкая. Он был уничтожен, а позднее восстановлен. Можно также идти по пути Ивана Франко, который приезжал к Ульяне Кравченко и ходил по улицам Перемышля. Можно поинтересоваться украинским образованием. Потому что кроме школы Шашкевича были тут и другие: школа Святого Николая, профессиональная школа, институт для девушек, мужская гимназия, греко-католическая семинария, музыкальный институт… В Перемышле был впервые исполнен гимн "Ще не вмерла Україна"… И таких украинских мест в городе много.
— Сколько украинских церквей сегодня в Перемышле?
— Есть центральный кафедральный собор Иоанна Крестителя, две православные церкви, есть церковь при доме престарелых, где сестры-монахини помогают людям преклонного возраста.
— Я прочитала, что Вы влюблены в Перемышль. Почему?
— Это особенный для меня город, и я, действительно, влюблена в него. Думаю, мне передалось это от родителей и дедов (Мария делает паузу, и слова уже звучат сквозь слезы). Когда я была еще маленьким ребенком, росла где-то там под Гданьском, мои родители всегда говорили: нужно вернуться к себе. Они очень тяжело работали, чтобы приехать в Перемышль. И вернулись. Я уже училась здесь. Позже я и мои родители решили, что я буду учиться в украинской школе. И в ту школу я ездила аж в Легницу — это почти в 600 километрах от Перемышля, у немецкой границы. Когда вернулась уже после университета, поступило предложение вступить в организационный комитет возрождения украинской школы в Перемышле. И я переехала в Перемышль жить. Но каждый раз, когда приезжала в Перемышль из Легницы, или позже из Кракова, где училась в университете, поезд ехал через Сан, я слышала стук колес по мосту, думала: я возвращалась к себе.
Я могла остаться жить и работать в Кракове, но не сделала этого. Здесь, в Перемышле, по-другому дышится, по-другому живется, даже если сложно. Это что-то сильнее, это код моих родителей, который передался нам. Поэтому я и многие украинцы решили для себя, что будем жить на этой земле, мы не уехали в Канаду или Австралию, хотя и могли. В сложные годы нужно было сдавать паспорт по приезду в город. И кто-то бы здесь очень обрадовался, если бы я уехала… Когда я приходила с паспортом, то слышала вместо приветствия: "И что, пани снова вернулась?" После каждого моего выезда за границу здесь кто-то рассчитывал, что я не приеду уже. Это мой личный опыт. И я рада, что когда-то мои родители решили, что наша семья должна вернуться. Я влюблена в этот город, в эту землю, в ее традиции.
— И в Украину…
— И в Украину. Я была на всех Майданах. Когда стреляли, мы здесь переживали по ночам.
— И тогда не чувствовали поддержку поляков?
— Думаю, та поддержка была такая спонтанная. Здесь люди стали чувствовать угрозу, никто не понимал, как все будет развиваться.
— Да, здесь думали, а не придет ли Путин сюда?
— Думали. Но настоящие переживания были у людей, которые в свое время были в Сибири, и на своем опыте и опыте своей семьи понимали, какие последствия грозят, если не дай Бог, он дойдет сюда. И тогда была помощь от поляков. Были разные ситуации во время Майдана. К нам привозили ребят — и в городскую больницу, и в Воеводскую. Одного прямо с Майдана с оторванными двумя руками. Мы передавали на границу останавливающие кровь лекарства, и в этом нам помогали поляки. Сегодня я всем очень благодарна: и врачам, которые могли нас понять и хотели нам помочь. И сейчас у нас есть помощь, которую мы хотим передать в Украину. На Рождество мы участвовали в акции "Свято без тата", с помощью которой было решено помогать отдельным семьям, у которых отцы погибли на войне. Так что через Перемышль шло и идет много помощи, о которой писали, и не писали, но стоило бы. Мне кажется, что иногда мы даже не осознаем значения Перемышля.
— Что Вы подумали, когда был запрещен въезд меру Перемышля в Украину?
— Я удивилась. Но не мне решать подобные вопросы. Если Украина решилась на такой шаг, то почему потом так оправдывалась? Как-то все выглядело несерьезно. Результат того поступка был один: никому не нужный шум в СМИ.
Фото: Facebook Związek Ukraińców w Polsce Об'єднання Українців у Польщі
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред