В политической публицистике, которая поднимала вопрос ренессанса политического популизма в Европе и Америке, по нашему мнению, закладывается методологическая ошибка. Ее главная специфика в отождествлении радикальных политических изменений в случае легального (электорального) способа прихода к власти популистских сил. И мы говорим не о сухой политологической истине, а о политической практике, подтвержденной свежим электоральным опытом. Речь идет о президентских выборах —ноябрьских в США и декабрьских в Австрии.
В обоих случаях сквозящей темой было предчувствие прихода популистских политиков к власти с неуправляемыми политическими видениями кардинальных изменений. Говорилось, что США при Дональде Трампе-президенте в геополитическом аспекте сделают разворот на 180 градусов, однако этого пока не происходит. Очевидно, 45-й президент США — Дональд Трамп будет "другим" главой государства, нежели его предшественник Барак Обама. Очевидно, что США будут оптимизировать свою политику по принципу баланса осторожности и агрессивности, а также рационализации и прагматизации для своих национальных интересов, без лишних дипломатических реверансов в сторону ЕС. По отношению к Евросоюзу он может занять выжидательную позицию политических и экономических уступок со стороны ЕС.
Страх перед популизмом или запрос на прагматическую политику?
В то же время в Австрии подтвердил свою победу в результате повторного голосования на президентских выборах бывший представитель Партии зеленых, а в недалеком прошлом независимый кандидат — Александр ван дер Беллен, а не лидер ультраправой Партии свободы Норберт Хофер, которого многие европейские политических изданий клеймили как "призрак европейского правого популизма". Последний же, нужно отдать должное его предвыборному штабу, откорректировал свой акцент взаимоотношений Брюсселя и Вены. Он уже не заявлял, что Австрия должна выйти из Евросоюза, а занял позиции качественной трансформации ЕС в сторону большего уважения прав национальных государств. Беллен же, даже в ходе кандидатских дебатов не раз заявлял, что Австрия должна быть одной из стран, которая будет вносить существенные коррективы в будущие институциональные изменения в Евросоюзе. В то же время, как отмечает политический аналитик Томас Майер, страна живет в ожиданиях экономической стагнации и недовольства правительством, поэтому ищет альтернативы повестке дня.
Впрочем, подобные акценты, по нашему мнению, могут свидетельствовать, что ЕС несмотря или "привкус популизма" просочится в кабинет канцлера ФРГ и на Елисейские поля во Франции в следующем году. ЕС как политическая сверхдержава требует институциональной трансформации, и произнесенные кандидатами в президенты Австрии заявления показывают, что запрос на это есть, он начинает набирать политические обороты и завоевывать мозги европейских избирателей.
Националист и евроскептик Хофер считал, что между Австрией и США будут хорошие отношения, хотя его визави был сдержаннее, выразив мнение, что европейским странам следует сплотиться и действовать сообща. Наглядный пример: Александр ван дер Беллен намерен способствовать дальнейшей интеграции мигрантов в его стране. Очевидно, что тут имеет место не уход от эмигрантской проблемы, а рациональный подход к ее минимизации, в первую очередь для Австрии, использовав интеллектуальный и человеческий потенциал мигрантов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Австрийская политика на изломе, или Почему на Западе голосуют за прокремлевских популистов
Побежденный Хофер, победивший Беллен. Как это было и что дальше?
Напомним, перевыборы президента в Австрии были назначены из-за нарушения подсчета на отдельных участках, начавших свою работу раньше. Однако 2-й тур выборов все-таки состоялся. По результатам самых дорогих по расходам на предвыборную агитацию выборов федерального президента Австрии, за ван дер Баллена проголосовали 53,6% избирателей, а за его прямого оппонента — 46,4%. Хотя предварительно местные социологические опросы показывали, что разница между кандидатами оставалась в пределах статистической погрешности. Итак, федеральным президентом Австрии стал именно Александр ван дер Беллен, победивший Норберта Хофера с преимуществом в 30 тысяч голосов. Последний, если бы победил, считался бы первым крайне правым президентом-популистом на Западе, впрочем, он признал свое поражение. К его чести, он призвал своих сторонников принять как должное результат выборов, дескать, "в демократии избиратель всегда прав". В то же время, ван дер Беллен, говоря о своем политическом видении, проговорился, что хотел бы стать президентом для всех австрийцев, поэтому стоит ожидать его частых заявлений, балансирующих на грани между требованием трансформации ЕС и гипотетическим разочарованием в отношении движения навстречу со стороны брюссельской бюрократии и отдельных стран, "приватизировавших" ЕС.
Спрос на популизм. Австрийский случай
Очевидно, что выборы главы государства в Австрии показали: хотя спрос на правый популизм в стране и имеет место и его не надо сбрасывать с политических счетов, граждан Австрии убедили в том, что рассудительность, прагматичность и опытность в политике являются лучшим выбором, нежели нестабильное политическое будущее. Можно предположить, что косвенно ван дер Беллену обеспечило победу и предшествовавшее избрание Трампа президентом США, что позволило поднять в политтехнологическом плане эмоцию страха господства популизма и в Австрии, сравнив этот риск с победой Хофера.
Можно ли сказать, что "трамп-эффект" для Европы завершился, так и не начавшись, на президентской предвыборной гонке в Австрии?
Хоть это и не понравится записным еврооптимистам, чаши весов популистов и реформаторов будут все динамичнее колебаться в разные стороны. Европейские страны только начали определяться с этой политико-ценностной дилеммой между простыми, но непредсказуемыми решениями популистов и системными институциональными действиями политиков-прагматиков. И это природа политической жизни, ведь нельзя достичь определенных результатов и годами оставаться без движения. При таких условиях, у государства и у человека начнутся атрофироваться мышцы (политические институты), что в итоге может провести в клинической (политической и институциональной) смерти.
Итак, страх или рационализм взяли верх на президентских выборах в Австрии? Логично, что ничто. Победили заочные ожидания рационализма и завуалированных страхов перед утверждением популистской риторики и политической практики.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред