Россия настолько выдвинулась на центральное место в ходе президентской гонки в США, что это беспрецедентно со времен апогея холодной войны. Будь то странные и вызывающие обеспокоенность подробности взлома электронной почты Национального комитета Демократической партии, очевидно поддержанного Кремлем, или любопытные и запутанные связи кампании Дональда Трампа с бывшим советским регионом, Россия и ее президент-автократ Владимир Путин оказались главным объектом в свете национальной безопасности США.
Об этом пишет директор Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Мэтью Рожански в статье для Foreign Policy, перевод которой публикует Inopressa.ru.
"Мы, возможно, не знаем, до какой степени Москва напрямую вмешивается в предвыборную кампанию в Америке, но политическая элита США охвачена волнением в связи с такой возможностью", — говорится в статье.
Между тем этот политический ажиотаж подчеркивает более серьезную проблему для национальных интересов Америки, считает Рожански. Несмотря на пустую риторику, ни один из кандидатов в президенты, кажется, не задумывался всерьез над тем, а что, собственно, будет представлять собой последовательная политика США по отношению к России.
"Трамп главным образом подчеркивал свои способности переговорщика и настаивал, что очень хорошо поладит с Путиным, — как будто отношения России и США сводятся к взаимопониманию между двумя руководителями-мачо", — иронизирует Рожански.
"Хиллари Клинтон заняла противоположную позицию, заклеймив Путина как агрессора и сравнив с Гитлером в его отношениях с соседней Украиной. Изображая Путина в таком карикатурном виде, либо как подлого труса, либо как сильного лидера, ожидающего более активных ухаживаний, оба кандидата избегают гораздо более тяжелых и более существенных вопросов о налаживании американо-российских отношений, которые стали опасно дисфункциональными", — отмечает автор.
"Что касается кандидата от демократов, Клинтон, как представляется, собирается продолжить противоречивую политику, стремясь, одновременно изолировать Россию и сотрудничать с ней, в зависимости от вопроса. В ее предвыборной программе расхваливается ее способность противостоять Владимиру Путину, и сам Путин заявлял, что Клинтон дала сигнал масштабным общественным протестам против него в 2011 году, так что для будущего сотрудничества у них нет хорошего базиса", — говорится в статье.
"Если Клинтон усилит американское вмешательство в опосредованные конфликты в Сирии и в Украине, как позволяют предположить ее предвыборные комментарии, то русские почти точно ответят в том же духе и непосредственное столкновение США и России может быстро выйти из-под контроля обеих сторон", — предостерегает автор.
Со своей стороны, Трамп предположил, что будет стремиться к лучшим отношениям с Путиным, которого он назвал "лучшим лидером, чем Обама", пишет Рожански. Другие заявления Трампа свидетельствуют о том, что он будет готов отказаться от нынешней поддержки Вашингтоном Киева, антиасадовских повстанцев в Сирии и даже европейских членов НАТО или ослабить ее. Эти изменения, по словам Трампа, будут оправданы перспективой заручиться поддержкой России в более активной борьбе против "Исламского государства" (организация запрещена в РФ. — Прим. ред.) и радикального ислама во всем мире. Однако опытные сотрудники национальной безопасности сомневается в том, что Трамп сможет заключить благоприятную сделку с Путиным: они опсаются, что он может лишь подорвать отношения США с их ключевыми европейскими союзниками, отмечает автор.
"Непродуманные подходы обоих кандидатов к Кремлю контрастируют с историческими отношениями Вашингтона с Москвой. Во времена холодной войны американские президенты от Гарри Трумэна до Рональда Рейгана рассматривали вызов со стороны Советского Союза как борьбу с коммунистической идеологией, но они также выделяли конкретные интересы США во всем мире, подрываемые советской политикой, и определяли ресурсы, необходимые для противодействия", — говорится в статье.
"Очевидный факт заключается в том, что Россия — это крупный игрок в регионах, имеющих большую стратегическую важность для США и их ближайших европейских союзников, от Балтийского до Черного морей и от Ближнего Востока до Арктики", — пишет Рожански.
"Рассмотрите всего несколько связанных с Россией проблем, с которыми столкнется следующая администрация: конфликты в Сирии и в Украине не могут разрешиться без сотрудничества с Россией, однако российское вмешательство пока, по-видимому, имело целью ослабить союзников США и усилить давление на Вашингтон. Российское участие сыграло решающую роль в достижении важного соглашения по прекращению иранской ядерной программы, но, на фоне того как отношения с Вашингтоном ухудшаются, Москва может легко поддержать Тегеран, если обнаружится его обман. И хотя низкие цены на нефть и газ нанесли удар по зависимой от экспорта экономике России, Москва все еще может "перекрыть кран" Европе в холодные зимние месяцы, чтобы наказать своих соседей за попытки подружиться с Западом", — говорится в статье.
По мнению Рожански, для кандидата в президенты США может быть разумным делать жесткие заявления в ходе предвыборной кампании, но, будучи избранным, он должен передать выстраивание продуктивных отношений с Кремлем в руки опытных профессионалов и талантливых дипломатов. "Россия потребует президентского внимания с самого первого дня", — убежден автор.
Напомним, президент Петр Порошенко назвал цель Путина в Украине.
фото: geo-politica.info
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред