Верховная Рада 16 января поработала плодотворно: нардепы от большинства приняли и долгожданный бюджет, и еще ряд законов, которые могут существенно изменить страну. Поскольку оппозиционные депутаты отобрали часть карточек оппонентов, парламент преимущественно голосовал просто – поднятием рук.
Так, Рада упростила процедуру снятия неприкосновенности с депутатов, ввела уголовную ответственность за клевету и экстремистскую деятельность, решила наказывать движение в автоколоннах более пяти авто без согласования с МВД штрафом или лишением права управления транспортным средством, ввела ряд ограничений для протестующих. Больше об основных из скандальных законов читайте здесь.
После "ручного" голосования оппозиция заявила, что парламентаризм в Украине умер.
Эксперты рассказали "Главреду", какие последствия будут иметь принятые Радой законы для протестов на Майдане и страны в целом, а также стоит ли ждать репрессий против оппозиционеров.
Директор Фонда "Демократические инициативы"Ирина Бекешкина:
Что теперь будет со страной, зависит от результатов Майдана. Закон под маскировочным названием "О статусе судей" на самом деле, скорее, закон о репрессиях. Если этот закон о репрессиях вступит в силу, то у нас будет даже не Беларусь. Потому что там большинство, все-таки, положительно относится к Лукашенко, сильной оппозиции там вообще нет, там все спокойно, и к этому Беларусь шла постепенно. А у нас все сразу: все, что живое и шевелится в стране, у нас сразу подпадает под закон о репрессиях. Если Майдан это проглотит, в Украине будет диктатура. Диктатура отличается от авторитаризма тем, что авторитаризм более-менее терпимо принимается. Диктатура у нас не примется, как минимум, Запад и Центр этого не примут. Это означает массовые репрессии, диктатуру, что Украина будет парией в Европе, будет поставлен крест на всех наших европейских устремлениях. Это будет не Белоруссия и не Россия – это будет гораздо хуже.
Например, закон об "иностранных агентах" просто списан с закона, принятого в России, почти слово в слово. Но в России он фактически не действует. Одно время там этим занималась прокуратура, рассылались уведомления организациям, но никто не зарегистрировался как иностранный агент, и пока как-то все тихо. У нас же так не будет.
Думаю, что у нас и выборов не будет – ни досрочных, ни в 2015-ом, никаких. Если будет диктатура – будет сопротивление, причем не мирное. А это значит чрезвычайное положение, кровь. Я не знаю, что себе ребята думали. Кажется, что регионалы этот закон даже не читали до конца, как и оппозиция. Его подали 14 числа, но никто не забил тревогу – наверное, его никто особо не читал.
Сейчас вопрос – подпишет ли Янукович. Ведь это очень серьезные вещи – изменение статуса страны, и тогда можно будет ожидать введения санкций. Я лично предлагала бы их ввести по отношению к депутатам, которые за это проголосовали. Если это будет подписано и принято, Украина станет страной-парией. На всех европейских устремлениях, европейской помощи, на всем можно будет поставить крест. Все-таки, остается шанс, что Янукович это не подпишет, закон отправят на доработку, и самые одиозные нормы, возможно, уберут, но многое останется.
Второй вариант – подпишут, но не будут использовать в полной мере. То есть, это будет, как в России, висеть как предпосылка над каждым, и будет применяться для острастки избирательно, не против всех (потому что так миллионы людей подпадают под этот закон).
Третий вариант – если "бульдозер" пойдет полным махом. Это будет значить, что мы полностью нацелились в Россию, в Евразийский союз, со всеми вытекающими последствиями. А вытекающие последствия – это раскол Украины.
Какой из вариантов сейчас более вероятен, спрогнозировать невозможно, потому что логики никакой нет. Логика была, когда прогнозировали, что Майдан "рассосется" сам по себе, а сейчас они пошли на обострение.
Президент Аналитического центра "Открытая политика"Игорь Жданов:
То, что сегодня произошло в Верховной Раде, не имеет ничего общего с нормальным парламентаризмом. Это имитация поддержки законодательных актов. Понятно, что у большинства не хватало голосов для поддержки законов. Сегодняшнее голосование – позор большинства и позор Верховной Рады.
У нас сейчас наступление по всем фронтам. Как я понимаю, над этим работали российские политические консультанты и политтехнологи. Они учли все угрозы, которые чувствует власть. Простите за выражение, но всех нас они пытаются поставить в стойло. Но это не удастся. Продажа телефонных карт только по паспорту, общественные организации, получающие помощь из-за рубежа, должны регистрироваться, как иностранные агентства, лишение прав участников Автомайдана, передвижение в колоннах не более пяти автомобилей, упрощение процедуры лишения депутатской неприкосновенности – все это приведет к большому общественному протесту в ответ. В Украине не будут терпеть, если с людьми будут обращаться так, как в России. Это приведет только к усилению противостояния между властью и обществом. Власть хочет создать полицейское государство и установить авторитарный режим в Украине, действуя при этом незаконными методами.
Думаю, что власть будет все это применять на практике. Ведь уже сейчас у нас людей ни за что лишают водительских прав. После краткой оттепели власть начнет реагировать, но у Майдана хватит силы и духа выстоять.
Научный директор Школы политической аналитики Национального университета "Киево-Могилянская академия"Алексей Гарань:
Это путь к созданию полицейского государства, к созданию Белоруссии или даже хуже. Это путь к репрессиям. Но в Белоруссии не выходит такое количество людей на акции протеста, как у нас. Что же, их всех нужно всех пересажать?
Однако, я не исключаю, что в ближайшие дни ситуацию "прорвет". Эти законы – попытка втянуть Майдан в силовое противостояние и воспользоваться этим, чтобы разогнать протестующих. В любом случае, сейчас Майдану нужно решить, как реагировать. Не исключено, что одной из возможных реакций будет массовая акция, которая выведет огромное количество людей на улицы. Но что дальше делать с этой массой людей? Думаю, что власть как раз и ожидает, что повторится 1 декабря (когда были стычки и штурм здания Администрации Президента - ред.).
Власть уже применяет массовые репрессии: поджигаются машины активистов, активисты сажаются. Масштаб может только увеличиваться. Мы уже сейчас видим масштабы преследований со стороны государства уголовными методами. У меня такое впечатление, что власть пытается спровоцировать массовую акцию, а дальше будут провокаторы и силовой сценарий. Если это не удастся, то будет применение точечных репрессий, чтобы подавить активность гражданского общества.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред